Как устанавливается публичный сервитут?

Редакция собрала разностороннюю информацию на тему: "Как устанавливается публичный сервитут?" и предлагает с ней ознакомится. Мы постарались полностью раскрыть проблематику и пути решения. Вы можете задать любые вопросы нашему дежурному юристу или в комментариях в конце статьи.

Публичный сервитут может быть установлен в рамках закона.

Он является разновидностью земельного сервитута.

Отличительная черта заключается в том, что в данном случае нет фактического субъекта, который наделяется определённым правом.

Мы расскажем вам о том, как устанавливается такой сервитут, на каких основания это может быть осуществлено и в каких случаях он может быть прекращен.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-64-25. Это быстро и бесплатно!

Одной из форм обременения земельного участка является установка публичного сервитута.

Основная задача, для которой публичный сервитут устанавливается на ту или иную земельную территорию, – обеспечение возможности владельцам соседних участков свободно пользоваться своей землей.

Наложение сервитута позволяет качество функционировать имуществу тех, кто инициировал процесс обременения. Порядок установления публичного сервитута и другие вопросы, связанные с ним, регулируются двумя Кодексами РФ – Земельным и Гражданским.

Порядок должен соблюдаться теми, кто подал заявление на обременение и владельцами самого участка.

Особенности понятия

Такая операция с участком земли, как сервитут, не новшество в земельной сфере, понятие это существует уже не одно столетие. Что означает данное выражение? Публичный сервитут – это законное обременение чужого участка земли, проводимое государством.

  • Цель данного действия – создание нормальных условий для владельцев смежных территорий в вопросе пользования своей землей.
  • Регулирует все действия по обременению участков Земельный Кодекс и Гражданский. Кодекс является главным Нормативно правовым актом в этом вопросе, но некоторые.
  • В Гражданском Кодексе границы зон действия публичных сервитутов и другие вопросы рассматриваются в статьях 274-277. Указывается, каким образом происходит установление, какие нормативные документ можно использовать для урегулирования всех взаимоотношений между участниками соглашения. Ведь в таком вопросе задействованы две стороны, включая владельца участка.
  • Какие вопросы рассматривает Кодекс Земельный? В нем даются указания по тем целям, для которых применяются публичные сервитуты в городах и деревнях. Точно определяется порядок осуществления процедуры. В статье 23 ЗК можно прочитать, для чего должен быть наложен это вид меры обременения, как правильно выполнить процесс.

Установление на земельный участок сервитута является достаточно популярной мерой и позволяет улучшить жизнь тех, кто хозяйствует на соседних к данному участку площадях. Установление и снятие данной меры проводится органом местного самоуправления как представителя государственной власти.

Сервитут на землю может быть не только публичным, но и частным, но и он должен устанавливаться и сниматься только в рамках земельного и гражданского законодательства. В кодексах представлена информация не только по порядку установления обременения, но и по тем ситуациям, которые для сервитута основанием земельного являются.

ВНИМАНИЕ! При применении сервитута согласно Гражданского Кодекса РФ должна быть установлена компенсационная выплата за использование обременения на земле.

Это своего рода плата за наложение сервитута на землю. Размер компенсации и выплаты зависит от особенностей участка, длительности обременения.

Составление акта

Подтверждением установки сервитута на использование земельных участков является нормативный акт, составленный на уровне федеральном или региональном. Такое обременение земельной территории не может проходить хаотично, без составления акта.

Обязательно несет за нарушение ответственность лицо, отвечающее за весь ход процедуры. Составленный акт считается главным документом для проведения различных действий в рамках сервитута.

Для того, чтобы правильно составить акт, следует руководствоваться специальным Федеральным Законом о регистрации недвижимости, он представляет собой также важный закон о сервитуте. Именно в нем даются направления, по которым проводится государственная регистрация обременения.

Указывается в этом нормативном акте и порядок получения свидетельства о применении данной меры. Акт, подтверждающий наложение ограничительных мер на частные и земельные участки, может составляться на разных уровнях власти – региональной, федеральной, государственной. Что должно содержаться в документе?

  • Данные о том, для чего принимается мера.
  • Какой срок будет использоваться сервитут, когда произойдет его отмена.
  • Должны быть сведения и о том, как компенсируются убытки владельце участка, в какой денежной сумме.

Кто имеет право установить сервитут

Кем могут устанавливаться такие меры обременения, как сервитут? Право установить публичный сервитут имеет только государство, это его отличие частного от публичного.

Использовать обременение государство может в своих целях. Но также практика знает не один пример, когда в ответственные государственные органы обращаются обычные граждане, владельцы земельных участков, с просьбой о применении данной меры.

Их заявление рассматривается, если они находятся в проигрышном положении по отношению к той территории, на которой действует сервитут. Может быть принято решение о наложении сервитута в их интересах. Обязательно при этом дожжен использоваться нормативный акт и соблюдаться требования статьи 23 ЗК.

Чтобы публичный сервитут был установлен и действия по нему носили характер законодательный, должны быть проведены публичные слушания, носящие специальный общественный характера. Процесс обременения осуществляется с учетом результатов такого собрания.

[1]

Если лица подали заявление на установление такой меры обременения, значит, они обязательно должны присутствовать на таких слушаниях и предоставить все основания для наложения обременения.

Ограничение традиционных способов использования земли в отношении ее владельцев – вынужденная мера, которая защищает интересы собственников соседних участков. Ее нужно воспринимать адекватно, ответственно, в таком случае сервитут положительно скажется на общинных взаимоотношениях между ФЗ.

Причины

Как определить, насколько законно применение ограничительной меры по использованию собственной земельной площади, нет ли нарушение прав собственника или его соседей?

ВНИМАНИЕ! Законодательные основания для применения специальной меры обременения установлены 23 статьей Земельного Кодекса.

[2]

Важно придерживаться данного перечня основания, любые изменения в нем могут быть приняты только при изменениях самого Земельного Кодекса.
  • Основанием установления сервитута может быть неудачное межевание, если приводит к невозможности свободного доступа к другим участкам.  Когда граница надела перекрывает дорогу на соседние площади, используется обременение, которое обеспечит проход соседям на свою землю. В таком случае сервитут является возможным выходом из ситуации.
  • Применяется мера в случае, если необходимо образование части участка под прокладку инженерных коммуникаций. Но обременение можно использовать только тогда, когда нет другого выхода для монтажа трубопроводов. Также прибегают к законодательным возможностям и при установке ЛЭП земельном участке.
  • Может быть использован сервитут и в отношении земли, на которой находится естественный водоем. Чтобы другие лица могли иметь к нему доступ, нужно будет законодательно оформить это.
  • Иногда при разделе и межевании участков может быть прекращен свободный проход к земле, которая использовалась для сбора травы, используемой при кормлении животных. В таком случае также нужно обратиться в государственные органы власти с заявлением об установлении сервитута.
  • На земле, являющейся чьей-то собственностью, могут устанавливаться вышки для мобильной и другой связи. Когда нет возможности установить оборудование на другой площади, государство вынуждено прибегнуть к обременению участка.

Решение об ограничениях используют органы власти и для предоставления свободного прохода к лесным угодьям, если нет другой дороги. Лес должен быть доступным всем гражданам для прогулок, сбора ягод или грибов, других целей.

Это виды по земельному законодательству оснований, которые могут использоваться для наложения сервитута. Применять обременения по другим причинам строго запрещено, нарушители прав собственника на землю будут строго наказаны по закону.

Нарушение закона

Несложно получить информацию об основаниях для установки сервитута, она находится в Земельном, гражданском кодексе. Но мошенники иногда стараются использовать понятие сервитута в своих целях, не боясь ответственности перед законом. Нельзя использовать меру обременения участка земли в следующих случаях.

  • Не применяется сервитут к землям, используемым с целью обеспечения государственной безопасности.
  • На обремененной земле запрещено строить энергетические предприятия.
  • Если на обремененном участке будет возведен постоянный производственный комплекс, это также считается нарушениям.
  • Обремененный участок не применяется под полигон для утилизации отходов бытового или промышленного характера.
Читайте так же:  Как проводится оценка акций для нотариуса?

При нарушении данных требований законодательства собственник земельного участка имеет право подать на нарушителей в суд.

Порядок проведения

Процесс наложения обременения также регулируется 23 статьей ЗК.

  1. На первом этапе подается заинтересованными лицами заявление в органы власти по поводу установления публичного сервитута.
  2. После рассмотрения заявления органы выносят свое решение.
  3. Проводятся публичные слушания с участием заинтересованных сторон, на основании слушаний составляется протокол.
  4. Издается нормативный акт о применении данной меры обременения. Акт обязательно регистрируется в органах государственной власти, только после этого он будет иметь правовую силу.
  5. Осуществляется также государственная регистрация в ЕГР прав на недвижимость.

После выполнения всех этих этапов сервитут вступает в действие. Нельзя нарушать порядок осуществления процесса, иначе его результат может считаться недействительным, его моно будет легко оспорить через суд.

Документы для наложения обременения

Когда сервитут применяется по инициативе государства, нужно будет собрать такой перечень документов.

  • Основание цели для обременения территории.
  • Документ, подтверждающий проведение публичных слушаний.
  • Составленный по всем правилам протокол слушаний.
  • Итоговый акт об установлении сервитута публичного характера, в нем также должна быть указана цель действия, сроки обременения.

Если инициатива исходит от лица физического, список будет немного обширнее.

  1. Заявление об установке сервитута. Оно направляется другим заинтересованным лицам, а также в те органы гос власти, которые уполномочены принимать решения в данной сфере.
  2. Кадастровый паспорт на участок, выписка из кадастрового плана.
  3. Документ с обоснованием применения ограничительной меры.
  4. Приблизительный расчет стоимости сервитута и размера компенсации для владельца земельной площади.
  5. Бумага, подтверждающая объявление публичных слушаний и их проведение. Протокол слушаний с принятым решением.
  6. Все нормативные акты, подтверждающие законность установки сервитута. Эти акты могут быть на региональном, федеральном уровне, государственном.

Как обжаловать решение

Несмотря на то, что сервитут устанавливается государственными органами власти (разных уровней), собственник участка земли может обжаловать такое решение. Но он должен быть твердо уверен в нарушении закона о сервитуте и нарушении своих прав собственника. Есть два способа решения проблемы:

  • написать в суд заявление с просьбой об отмене меры обременения;
  • обратиться в вышестоящие государственные органы, которым подчиняется инстанция, установившая сервитут.

В заявлении необходимо четко обосновать, какие нормы закона о сервитуте были нарушены, по мнению собственника.

Понятие и законодательная основа установления сервитута в отношении земельного участка

Установление сервитута — это возможность ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (земельным участком, другой недвижимости).

  1. Процесс установления сервитутов регулируется законами Земельного, а также Гражданского кодекса России, которые указывают на порядок оформления законодательных актов, оговаривают особенности процедуры, определяют основания и причины для заключения соглашений между двумя сторонами.
  2. Для начала выполнения любых законодательных действий предусмотрено наличие оснований. При оформлении сервитутов причины для их установления перечисляются в статье 23 ЗК РФ, а также в статье 274 ГК РФ. Статьи содержат полный перечень оснований, которые необходимо знать гражданам, чтобы начать процедуру установления сервитута.
  3. Регулировать порядок законодательного процесса будет статья 39.26 ЗК РФ, она оговаривает сроки выполнения органами власти своих полномочий после предоставления заинтересованным лицом заявления и обязывает уполномоченный орган выполнять требования по процедуре.
  4. Статья 39.25 ЗК РФ содержит требования к пунктам заключаемого между сторонами соглашения, оговаривает и регулирует порядок предусмотренной договором оплаты.
  5. На некоторые особенности при заключении договора обращает внимание статья 39.24 ЗК РФ, регламентируя сроки заключения соглашений для установления сервитутов.

С чего начать оформление сервитута?

Установление сервитута на земельные территории подразумевает под собой заключение соглашения, для которого необходимо наличие предусмотренных законом оснований.

Законодательство РФ предусматривает возможность установления частного, а также публичного сервитута, где основания для заключения соглашений несколько отличаются друг от друга.

[3]

Чтобы начать процедуру установления заинтересованным лицом частного сервитута, необходимы причины, позволяющие гражданину заняться оформлением документов.

Регулируемый законом процесс может начаться только при наличии присутствующих для этого оснований:

  • если существует необходимость в обеспечении подъезда к объекту;
  • если присутствует необходимость в передвижении через чужую территорию;
  • если есть необходимость в проведении работ связанных с дренажем участка и этот процесс затрагивает территорию другого собственника;
  • если существует необходимость в инженерных коммуникациях, линиях электропередач, которые невозможно провести, не затрагивая соседний земельный надел;
  • при возникновении других случаев вынужденного использования чужой территории, в связи с отсутствием иных возможностей для их реализации.
  • если существует необходимость перемещения граждан чужой территорией;
  • если необходимо произвести ремонт, выполнить монтажные работы связанные с подведением жизненно необходимых коммуникаций, соорудить объект относящийся к транспортной отрасли;
  • если присутствует необходимость в установке на чужом наделе земли специальных указателей или знаков, а также существует потребность в осуществлении к ним подъездов;
  • если необходима потребность в обеспечении объекта водой;
  • если существует необходимость в прогоне через чужую территорию животных;
  • если необходимо осуществить выпас животных и провести сенокос;
  • если необходимо провести сбор дикорастущих и лекарственных растений;
  • если существует необходимость для проведения научных исследований;
  • если присутствует необходимость доступа к побережью;
  • если необходимо производить на территории, где расположен водоем рыбалку и охоту.

Владельцы земельных наделов или недвижимых объектов, которые расположены по соседству имеют право не обременять свои отношения установлением сервитута, и ограничится обязательной договоренностью, что предусматривает те же необходимые для заключения письменного соглашения основания.

Оформление сервитута на земельный участок предоставляет заинтересованному лицу правовые гарантии, связанные с отчуждением территории или объекта, возникновением непредвиденных обстоятельств, устанавливает справедливую в отличии от договорных отношений плату за возможность пользования сервитутом, определяет порядок ее внесения.

Наличие обязательных договорных отношений между собственниками, даже если они заключены и регулируются подписанным договором, который не зарегистрирован в ЕГРП, не исключает возможности установить сервитут.

Прекращение действия сервитута так же как и его начало зависит от определяющих его деятельность оснований. Причины, по которым может быть прекращено ограниченное право пользования, предусматривают:

  • прекращение действия оснований;
  • истечение сроков действия сервитута по соглашению;
  • добровольный отказ заинтересованной стороны;
  • покупка участка заинтересованной стороной;
  • утрата целевого предназначения земли;
  • исключение территории из оборота;
  • случаи ликвидации объекта.

Процедура, которая способствует установлению земельного сервитута, не является сложной и утомительной. Чтобы разрешить земельные вопросы гражданам приходится очень часто обращаться в уполномоченные административные органы и искать помощи в регулирующих их права законе.

[4]

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
7 (499) 653-64-25 (Москва)
Это быстро и бесплатно!

Для распоряжения участком собственника требуются веские аргументы, польза которых превышает допустимый ущерб собственнику. Соответственно, инициатива может происходить: [5]

  • от уполномоченного должностного лица;
  • группы граждан населённого пункта;
  • от представителя органа власти.

Она допустима при условии возникновения потребности занять территорию собственника, если иным путём решить вопрос невозможно. Субъект, проявивший инициативу, обращается с письменным запросом, составленным в виде заявления, и обосновывает причины использования ЗУ.

Т.е. право публичного сервитута возникает на следующих основаниях:

  1. Проведение строительных работ на смежном участке, если требуется использовать смежные земли для провоза строительных материалов и техники.
  2. Установление по ходу движения, инженерных (инфраструктурных) коммуникаций и иных линейных объектов по выделенному участку.
  3. Установление геодезических (межевых) указателей.
  4. Проведение на почвах ЗУ дренажных работ.
  5. На землях сельскохозяйственного назначения – для сенокоса, выпаса скота или его прогона по месту расположения ЗУ.
  6. Проведения геологоразведочных и иных изыскательских работ.
  7. Проведение дорог, тротуаров и т.п.
Читайте так же:  Отпуск без сохранения заработной платы: гуляем экономно

Главным основанием является потребность граждан, живущих в населённом пункте или работы, проводимые федеральными и муниципальными предприятиями, санкционированные исполкомами.

Законодательные основания регламентированы Федеральным законом, вступившим в силу 11.07.11 за № 193-ФЗ. А так же – положениями Земельного и Гражданского кодекса, местными локальными актами и постановлениями.

[6]

Заинтересованные лица обращаются в администрацию с уведомлением о необходимости использования части территории ЗУ. Заявление пишется на имя главы городского (сельского) исполкома. В нём должны содержаться сведения:

  1. О заявителе, с указанием должности и места работы. Если заявителя представляет группа лиц, обозначить её структуру, по смыслу проявленной инициативы.
  2. Об участке, к которому проявлен интерес, с указанием адреса, места расположения и иных доступных сведений.
  3. Причины, по которым лица ходатайствуют о пользовании указанной территорией.
  4. Обоснования, согласно которым вопрос не решается иным путём.

В заключение ставится дата, подпись заявителя с расшифровкой. Если обращается должностное лицо, подпись скрепляется печатью предприятия (компании). Когда инициаторами выступает группа лиц, каждый участник ставит подпись и расшифровку фамилии – собственноручно.

Как устанавливается публичный сервитут? 61

Принятое заявление рассматривается в пределах 5 дней, после чего – принимается в производство или отклоняется, с письменным указанием причин. После принятия в производство, в отдел, уполномоченный на проведение работ в заданном массиве, приглашается собственник надела. Он оповещается о необходимости ограничения участка и причинах, повлекших данное действие.

Глава исполкома обязан предложить собственнику разрешить вопрос об обременении его надела путём составления соглашения.

Следует понимать, что в соразмерной степени владелец ЗУ терпит ущерб. Соответственно, власти зачастую предлагают встречные уступки. Если владелец надела не возражает, он составляет соглашение, где изъявляет согласие на использование части земельного надела.

Документы собираются в пакет, который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления. Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами.

При признании необходимости обременения, но при отказе собственника, комиссия может принять решение о передаче дела в суд. Тогда публичный сервитут будет установлен в судебном порядке.После принятия решения по согласованию или по решению суда, имеющуюся документацию требуется зарегистрировать в Росреестре.

Теперь вы знакомы с порядком установления публичного сервитута, но что делать если вдруг вы нашли ошибку в записях?

Утверждение государственного сервитута происходит при наличии следующих оснований:

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Варианты образования

Публичный сервитут устанавливается для гражданского использования земли на основании:

  • Договора о соглашении сторон (собственника и иного лица или лиц);
  • Судебного решения (если необходимость в публичном сервитуте очевидна и неизбежна, но владелец, которому принадлежит земля, на уступки не желает идти);
  • Завещания наследодателя.

В соглашении любой из сторон может выступать как один человек, так и несколько. Кроме того, это не обязательно должно быть физическое или юридическое лицо. Стороной может быть муниципалитет или государство.

В любом случае соглашение должно быть зафиксировано документально, а сам договор подлежит государственной регистрации. Перед его заключением обязательно нужно провести процедуру межевания территории, чтобы не возникало никакой путаницы с её границами. Дополнительно проводится и оценивание собственности, попадающей под публичный сервитут.

Основания и особенности начала процедуры

Срочный период предусматривает установление срока окончания действия сервитута, а продолжительность периода действия постоянного не ограничена.

Процедура и порядок установления земельного сервитута на земельный участок регулируется законодательными актами РФ, а также оговаривает стоимость процесса оформления документов. Статьей 333.33, пунктом 22 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины гражданскими лицами в сумме 2000 рублей, для юридических эта цифра составит 22000 рублей.

Принятие законодательных решений об установлении сервитута в отношении обремененных территорий регулируется законами РФ, которые предписывают исполнительным органам власти рассмотреть все варианты для максимального смягчения нагрузки на обремененные участки.

Решение принимается администрацией уполномоченного решать земельные вопросы органа власти, после чего инициатору установления сервитута выдается нормативный правовой акт.

Сервитут обретает силу и вступает в законное действие при регистрации соглашения (для частного сервитута) в одном из отделений Росреестра или после принятого административными органами решения и внесения данных о публичном сервитуте в ЕГРП.

Обладающий решением об установлении сервитута собственник, после регистрации документа вступает в права ограниченного пользования земельной территорией, а обремененный сервитутом владелец уступает ему такое право на основании установленных государством норм и законов.

Возникновение сервитута имеет две основные формы, определяющие правообладателя, в чью пользу устанавливается обременение:

  1. федеральный;
  2. муниципальный.

Ограничение хозяйствующего субъекта допускается только с разрешения собственника, то есть государства. Если некоторые виды работ требуют отчуждения части городских земель или массивов в населённых пунктах региона, публичные слушания проводятся на федеральном уровне, а региональные власти приглашаются для участия в них.

Получив резолюции, муниципалитеты устанавливают обременение в пределах указанных границ. Когда инициатором ограничения становится местная власть, она выносит резолюции самостоятельно.

Для определения границ действия публичных сервитутов проводится проектирование зоны отчуждения. Участок, подлежащий обременению, должен быть заранее подготовлен в кадастровом отношении:

  1. размежёван;
  2. поставлен на кадастровый учёт.

После вынесения определения о сервитуте, требуется составить межевой проект. Этот документ относится к градостроительной документации и составляется на основе картографического межевого плана. Карта копируется топографами с имеющегося межевого плана. В неё входит массив земель, которые требуются для использования муниципальным властям.

На карту, поверх имеющихся топографических знаков, наносятся символы, выделяющие обозначенную границу в том же масштабе, в котором изготовлена карта-план. После подготовки чертежа, производится его подробное описание, соответствующее стандартам, принятым для данного вида работ.

Этот вид документации утверждается комиссией, после чего передаётся для выноса границ сервитута в натуру, на местность. В указанных пределах на участке будет распоряжаться уполномоченное лицо.

Отвечаем на часто возникающий вопрос: «публичный сервитут может быть прекращен в случае…»

Как правило, сервитут устанавливается на время проведения указанных работ. По их завершении, его действие прекращается. Иногда возникает прецедент нарушения прав собственника, связанный с несоблюдением установленных границ.

Либо – работы наносят ущерб поверхностному плодородному слою почв. Если не соблюдаются санитарные или противопожарные нормы, собственник участка также вправе ходатайствовать о прекращении недобросовестной эксплуатации его участка.

Досрочное прекращение права пользования сервитутом происходит на том же основании:

  1. по согласию сторон;
  2. по решению администрации;
  3. через суд.

Как устанавливается публичный сервитут? 135

В такой ситуации инициатором обычно является владелец земельного участка.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в качестве встречной уступки в сторону муниципальной или федеральной власти, если требуется провести работы, затрагивающие интересы города или государства.

Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.

Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

  1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
  2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.
Читайте так же:  Полномочия председателя совета многоквартирного дома

В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

Обременение земли, чем и является публичный сервитут, обязательно будет отображаться в кадастровом плане участка и в единой государственной регистрационной базе. Это требует проведения процедуры межевания территории для установления чётких границ общественного сервитута.

Так, например, когда недвижимость зарегистрирована и поставлена на государственный учёт кадастровой палатой, нужно получить акт от органов государственной власти о том, что сервитут установлен, после чего проводится межевание.

Если же земля не зарегистрирована, это чревато проведением двойной работы, поскольку межевание нужно проводить, чтобы оформить землю, и далее всё равно придётся делать межевание для установления публичного сервитута.

Если рассматривать вопрос с юридической стороны, то для того чтобы избежать двойной работы, следует учесть, что план межевания не основообразующий и не порождающий право собственности Его задачей служит только фиксация состояния имеющейся территории или ее формирование путём установления границ.

У владельца земельного участка есть право установить размер оплаты, ссылаясь на тот убыток, который он понесёт из-за публичного сервитута. К данному пункту следует подойти довольно тщательно и взвесить все нюансы, поскольку в случае, когда, казалось бы, убыткам браться неоткуда, на практике это может оказаться далеко не так.

В размер оплаты за обременение территории сервитутом собственник может включить стоимость работы охраны, содержание участка и его поддержание в надлежащем состоянии, что особенно важно, если целью сервитута является частый проезд.

После заключения договора, если установленная цена оказалась несоответствующей реальной картине, ссылаясь на Земельный и Гражданский кодекс Российской Федерации, решить вопрос можно дополнениями к договору. Весомыми основаниями для них служат такие ситуации, как:

  • Обременение на участок может устанавливаться как на определенный период, который оговаривается сторонами в соглашении,
  • так и на постоянное время – период не определен, либо период существования ограничения связан с отменой (прекращением действия) нормативного акта или соглашения.
  1. Доверять определение границ землевладения необходимо только квалифицированному кадастровому инженеру;
  2. При определении местоположения участка учитывать интересы администрации муниципального образования и его населения;
  3. Избегать попадания в пределы землевладения сетей инженерно-технического обеспечения (сетей энергообеспечения, газопроводов, водопроводов).
  4. Определять границы землевладения, учитывая возможность беспрепятственного доступа к водному объекту.
  5. Избегать попадания в пределы землевладения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования.

Если, у землевладельца при определении обременения, устанавливаемого для удовлетворения потребностей неопределенного круга лиц, возникли возражения, он имеет право обратиться в арбитраж для защиты своего имущества.

В таком случае ответчиком будет выступать администрация городского или сельского поселения, в интересах которого и проводится определение сервитута.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как устанавливается публичный сервитут? 135

Существует несколько оснований, которые суд может признать существенными и отменить решение об определении обременения:
  • Отсутствие информирования землепользователя о заявлении и публичных слушаниях в отношении принадлежащего ему земельного участка;
  • Несоблюдение сроков и/или процедуры проведения общественных слушаний и подготовки решения по его результатам.

Также в судебном порядке решаются споры, связанные со стоимостью покрытия ущерба землевладельцу и разногласия по процедуре отчуждения землевладений, в том числе путем выкупа.

Определение публичного сервитута многоэтапный и сложный процесс, но при возникновении обоснованных требований общества или государства в использовании вашего землевладения, определение такого сервитута возможно.

Для минимизации рисков необходимо ответственно подойти к выбору, межеванию и согласованию границ земельного участка. При этом нельзя забывать, что интересы общества всегда главенствуют над интересами отдельных его членов.

Подача заявления

Чтобы законно установить факт публичного сервитута на землю, необходимо пройти несколько последовательных этапов. Все они имеют одно начало – поданное заявление с соответствующим требованием. Инициатором его подачи вправе выступать государственные органы власти, местный муниципалитет, юридическое или физическое лицо.

Что указывается в заявлении:

  • Наименование и адрес недвижимого объекта, на который нужно установить публичный сервитут;
  • С какой целью накладывается данное обременение;
  • На какой срок устанавливается сервитут;
  • Информация о владельце и совладельцах территории;
  • Для кого установлен сервитут.

От имени органа местного самоуправления заявление подаётся администрации муниципалитета. Если заявителем выступает какой-либо иной субъект, обратиться следует к соответствующему территориальному исполнительному органу по земельным вопросам.

Поскольку сервитут является обременением земли и её владельца, это требует соответствующего индивидуального акта. Однако речь идёт не просто об обременении, а о публичном сервитуте, где невозможно определить чёткое количество лиц, которые будут проходить через территорию. Исходя из этого, акт будет нормативного характера.

Лица, от которых исходит инициатива установления сервитута

Заинтересованным лицом в установлении сервитута требующего составления соглашения является собственник земельной территории или объекта, у которого нет другой возможности для решения возникших проблем, кроме как воспользоваться предоставленным ему законом правом по ограниченному использованию чужого участка.

При установлении частного сервитута инициатива заинтересованных лиц подразумевает под собой необходимость заключения соглашения с владельцем соседнего участка, для реализации поставленных перед заинтересованным лицом планов и задач с помощью единственной имеющейся у него возможности.

Сторона инициирующая установление ограниченного права пользования земельным участком, после регистрации подписанного соглашения будет считаться обладателем сервитута с ограниченным правом пользования соседней территорией.

Вторая сторона является собственником обремененного участка, но сохраняя все права на находящийся в ее распоряжении объект, обладает возможностью проявить инициативу к расторжению соглашения и остановить действие сервитута.

Важно! При установлении публичного сервитута заключение договора не требуется, на первый план выходит публичная заинтересованность граждан, в отношении которых сервитут оформляется нормативным актом по результатам вынесенных решений после заседания общественности.

Процедура установления публичного сервитута имеет свои отличительные особенности и порядок оформления.

Случаи прекращения действия

Гражданин, обремененной сервитутом территории, согласно законодательству, имеет право требовать соразмерной принесенному ущербу компенсации от заинтересованного в установлении сервитута собственника.

Компенсация за обременение земельного участка рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного надела, и составляет 0,01% за годовой период действия сервитута.

Приобретение сервитута, обычно происходит после договора заинтересованных сторон между собой о размере компенсации за ущемленные права. Эта сумма фиксируется в соглашении или отражается в нормативном правовом акте при установлении публичного сервитута.

После подачи заявление будет рассматриваться в установленные сроки в зависимости от того, кто выступает субъектом и в каком регионе. В каждом существует территориальный акт со всеми действующими правилами и требованиями.

Это не распространяется разве что на населённые пункты федерального значения. Рассматривается заявление на специально собранном слушании, по итогам которого выносится решение. Для таких слушаний нет регламентированной формы проведения, поэтому они могут быть приравнены к гражданскому собранию.

Это собрание в обязательном порядке протоколируется. В протоколе содержится не только повестка дня и вынесенное решение, но и количество присутствующих человек. При этом, если ссылаться на статьи Земельного кодекса Российской Федерации, даже эти собрания не являются обязательными, чтобы решение о публичном сервитуте было принято.

Общественный сервитут фиксируется договором или соответствующим актом, в котором указывается основная информация о недвижимом объекте (месторасположение, общая площадь, индивидуальный кадастровый номер, прочее). В целом можно заметить, что его информативная структура будет схожей с поданным заявлением.

Читайте так же:  Штраф за парковку на газоне

Действовать публичный сервитут начнёт после государственной регистрации, для которой потребуется подать такие документы:

  1. Обратиться в суд для оспаривания вынесенного решения по результатам общественных (публичных) слушаний;
  2. Потребовать у администрации городского или сельского поселения изъятия (выкупа) землевладения в соответствии с действующим законом либо замены на участок с равной ценностью.

Пошаговая инструкция установления сервитута

Как установить сервитут на земельный участок? Отличительными особенностями для установления частного и публичного сервитутов является процедура, предусматривающая последовательные действия обеих сторон, а также процесс сбора и подписания документов для оформления сервитута на земельный участок.

Отличительные особенности сервитута от договорных отношений между собственниками

Заключая договор об установлении сервитута, следует убедиться в том, что он составлен правильно и включает в себя все обязательные пункты, а именно:

  • Предмет сервитута (на какую именно недвижимость накладывается обременение);
  • Кто выступает в качестве сторон и будет иметь право пользоваться сервитутом;
  • Подробные характеристики участка земли: площадь, границы, планы размещения, что на нём расположено (в том числе деревья и кустарники) во сколько объект оценён, кадастровая информация;
  • Целевое назначение территории, условия пользования землёй (в какое время, какие ограничения);
  • На какой срок установлено обременение;
  • При каких условиях договор может быть досрочно разорван.

После подписания договор должен быть удостоверен нотариусом и зарегистрирован в Росреестре. Это обязательные процедуры, без которых публичный сервитут не будет признан законным. Документы, необходимые для регистрации сервитута, перечислены ранее в статье.

Постановление об установлении сервитута

Постановление об установлении публичного сервитута на обремененную территорию принимается нормативно законодательным актом, выданным исполнительной властью, которая уполномочена заниматься решением земельных вопросов.

При установлении частных сервитутов административные постановления не выносятся, процедура регулируется заключенным между сторонами соглашением, которое вместе с поданными документами проходит регистрацию в Росреестре.

Постановление об установлении сервитута на земельный участок, на оптимальных условиях для обеих сторон, с учетом интересов подавшего иск лица, а также наименее обременительных условий для собственника участка может вынести судебный исполнительный орган власти.

Регистрация и пошлина

Как выше упоминалось, государственная регистрация публичного сервитута является процедурой обязательной и никаких исключений здесь не предусмотрено. Заниматься оформлением регистрации вправе органы юстиции, которые вносят данные в единый государственный реестр прав на недвижимость.

Подаёт заявление о регистрации сторона, в пользу которой сервитут наложен. Для этого должен быть акт, договор или постановление суда. Также потребуется ходатайство муниципального органа или иной государственной структуры.

После внесения сведений в единую базу публичный сервитут вступит в силу. Если же такое обременение касается не всей территории, а лишь её определённой части, прилагается схематический план с межеванием и отметками, какую именно долю недвижимости сервитут затрагивает.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, регистрация публичного сервитута не является бесплатной и требует внесения государственной пошлины. Ее размер будет зависеть от того, кто оформляет регистрацию и в каком регионе.

Так, если физическое лицо уплачивает пятьсот рублей, то юридическое – две тысячи. Каждое последующее внесение изменений тоже регистрируется с внесением государственной пошлины, но уже в меньшем размере.

Самое вемя узнать о размере госпошлины за регистрацию сервитута на земельный участок. Если сервитут оформляется в отношении граждан, то ее величина составляет 1500 рублей, а для юрлиц – 6000 рублей.

Плата по соглашениям об установлении сервитута определяется договоренностью между сторонами на основании оценки. Далее мы расскажем о сроках установления сервитута на земельный участок.

Когда прекращается?

В любом случае, досрочное снятие происходит через суд и уважительной причиной для этого служит ущемление прав владельца недвижимого имущества. В иных случаях, которые упоминаются выше, можно обойтись без суда, подав заявление местной администрации.

Собственник, права которого нарушаются, может потребовать, чтобы муниципалитет выкупил землю, обременённую сервитутом, если снять его нельзя. Однако при этом гражданин лишается и всех объектов, которые на этой земле располагаются. В крайнем случае, после он сможет их арендовать.

При определённых обстоятельствах наложение обременения в виде публичного сервитута на один земельный надел является единственно возможным для нормального землепользования другим. Его основным отличием от иных правовых ограничений является субъектная направленность, а именно — обеспечение реализации интересов всей страны в целом или отдельного муниципалитета (в т.ч. части его населения) в частности. На каких условиях основывается его установление? Как происходит регистрация этого обременения?

Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков по нормативному кодексу?

Публичный сервитут — это один из видов существующих в российском законодательстве обременений. Сервитут, что это такое? В ст. 274 ГК России законодатель определяет сервитут как возможность пользоваться чужим (соседским) наделом, предварительно уплатив определённую особым соглашением сумму, отвечающую принципу соразмерности, или без какой бы то ни было платы (на усмотрение непосредственно самого землевладельца) только в случае действительности и объективности нужд. Одним из его основных условий является абсолютная невозможность другим способом как-либо его удовлетворить.

Смысл данного обременения — в уравнении возможностей при использовании различных земельных наделов, а также соблюдении государственных, региональных и иных общественных интересов.

Публичный сервитут устанавливается, например:

  1. Для проведения геологоразведовательных изысканий с целью поиска полезных ископаемых;
  2. При строительстве новой ветки метрополитена и т.д.

Публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

При наложении правового ограничения соответствующим образом уменьшается полнота владения наделом. При этом владелец по-прежнему может распоряжаться своей землёй, но при определённом условии: он должен выполнять положения соглашения об обременении.

Таким же образом должны поступать все последующие обладатели данной земли до окончания срока его действия. Например, при осуществлении продажи обременённого надела землевладельца ложится обязательство предупредить будущего покупателя о наличии сервитута: в противном случае применяются санкции.

Публичный сервитут, в соответствии с земельным кодексом, устанавливается максимально на 49 лет.

Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут?

В п. 4 ст. 23, а также в ст. 39.37 ЗК РФ даётся четкий и не расширяемый перечень целей, для достижения которых может устанавливаться публичный сервитут на частный земельный надел. Его использование для иного назначения (например, для пользы определённых граждан или юрлиц) недопустимо.

Основания возникновения и прекращения публичного сервитута

Основаниями установления публичного земельного сервитута являются нужды, которые могут быть удовлетворены за его счёт, а именно:

  • возможность прохода/проезда, в т.ч. к реке, колодцу, пляжу и т.п.;
  • проведение дренажных работ, назначением которых является осушение или улучшение оттока воды с земельного надела;
  • возможность набирать воду или осуществлять водопой сельхоз животных;
  • сенокошение;
  • проведение геодезических работ и установка межевых знаков и иных подобных отметок;
  • если выпас сельхозживотных невозможен без их прогона через частную землю;
  • осуществление охоты, рыболовства и т.п.;
  • размещение конструкций и инженерных сооружений, являющихся необходимыми частями электро-, тепло-, водопроводных и иных сетей и т.д.

Т.к. назначение обременения в удовлетворении определённых нужд, то при потере ими актуальности оставлять правовые ограничения не имеет смысла. В этом случае органами госвласти принимается соответствующий правовой акт.

Читайте так же:  Извинение по-полицейски

Ещё одной причиной прекращения действия публичного сервитута являются

сроки сервитута

, указанные в соглашении, точнее их окончание. При этом издание какого-либо дополнительного официального документа для отмены его действия не требуется.

Если правовое ограничение имеет своим основанием одну из причин, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ, то прекращение сервитута выносится соответствующим органом власти выносится определённое решение.

Основания для этого могут быть следующими:

  • неприменение предоставленных сервитутом дополнительных возможностей использования обременённого частного надела в течение 2-х и более лет;
  • неуплата прописанной в акте об установлении сервитута стоимости в установленный срок (6 мес. с даты принятия решения органом власти или более 2-х помесячных платежей);
  • лицо или соответствующий властный орган, обладающий возможностью использовать частный земельный надел для удовлетворения своих нужд, отказывается от этого права.

Помимо этого, землевладелец может обратиться в органы судебной власти для того, чтобы принудительно прекратить оформление сервитута на земельный участок, если имеет место:

  • неправильный порядок установления обременения;
  • отсутствие возможности осуществления пользования либо самим обременённым наделом, либо строениями/постройками, на нём расположенными. Здесь есть исключение: это обстоятельство не считается существенным, если обременение установлено для достижения целей, описанных в ст. 39.37 ЗК РФ;
  • изменение схемы-расположения инженерного строения/сооружения, в связи с которым оно переносится на другое место, т.е. надобность в использовании данного надела просто отпадает;
  • неправильное осуществление деятельности, для которой было установлено правовое ограничение (нарушение тех. регламентов, норм законодательства и т.п.).

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок

Публичный сервитут устанавливается по параметрам, отражённым в соответствующем регламенте, утверждённом Минэкономразвития. Данная услуга бесплатна для населения. Что касается максимальной временной границы, то решение должно быть принято в течение 30 раб. дней с даты регистрации соответствующего заявления.

Если разделить весь порядок по установлению данного обременения на этапы, то можно выделить следующие (относящимся к государственным/муниципальным землям):

  1. Составление ходатайства и сбор требуемой документации;
  2. Направление документов в соответствующий госоргана или орган местной администрации;
  3. Принятие компетентной структурой положительного или отрицательного решения касательно вопроса о наложении просимого заявителем обременения;
  4. Внесение изменённых сведений в ЕГРН (именно с этой даты сервитут считается установленным).

Частный земельный сервитут имеет несколько иной порядок:

  1. Вначале ходатайство (вместе с необходимой документацией) также направляется в уполномоченную гос. или муниципальную структуру, ей принимается обоснованное решение;
  2. Землевладельцу направляется соглашение, содержащее основные моменты устанавливаемого обременения;
  3. Регистрация сервитута земельного участка — делается соответствующая запись в ЕГРН.

С чего начать?

Вначале необходимо составить ходатайство (заявление), направляемое в соответствующий орган власти, содержащее в себе набор сведений о:

  1. Лице-заявителе, которым может быть как юр., так и физлицо. При первом варианте указывается идентифицирующая его информация: наименование, организационно-правовая форма, ОГРН и т.д. Участие гражданина в этом процессе требует предоставления сведений о его ФИО, контактной информации и т.п. Если участвует представитель — предоставляется оформленная должным образом доверенность;
  2. Земельном наделе, установление обременения на который испрашивается заявителем, в т.ч. кадастровый номер;
  3. Целях, для достижения которых понадобилось ограничить его владельца в правах;
  4. Сроке, достаточном для удовлетворения имеющихся нужд;
  5. Обосновании необходимости принятия соответствующего гос. акта;
  6. Условиях обременения. Отдельно выделяется стоимость пользования данной возможность, а также порядок её уплаты. Передача ден. средств может происходить многократно через устанавливаемые временные промежутки или единовременно. При этом землевладелец не лишается возможности изменить размер или отменить совсем какую бы то ни было оплату. Законодатель, дабы упорядочить процедуру определения соразмерной цены, утвердил методические рекомендации по оценке платы за сервитут, положениям которых следуют участники данного правоотношения;
  7. Выбранном заявителем способе получения результатов рассмотрения его ходатайства;
  8. Перечень документов, являющихся приложением к данному заявлению.

Затем нужно определиться с адресатом ходатайства (обычно это местная администрация).

Куда обращаться

Заявление с соответствующей документацией можно подать, используя:

  • личное обращение в соответствующий отдел муниципалитета;
  • МФЦ;
  • ЕПГУ.

Если интересующий заявителя земельный надел передан в аренду, то обращаться к арендаторам не стоит: они не обладают правовыми возможностями владельцев.

Документы

Вместе с ходатайством подаётся следующая документация, которая должна отвечать принципу относимости:

  • паспорт или уставные документы юрлица;
  • при участии представителя — доверенность, объём полномочий по которой даёт основание совершать значимые действия в процессе;
  • план рассматриваемой территории (при наличии);
  • решение уполномоченного органа о проведении комплексного развития коммунальных объектов/структур, утверждении инвестиционной программы;
  • правоустанавливающие/правоподтверждающие документы на объекты недвижимости для проведения его реконструкции/эксплуатации и т.п.

Порядок регистрации

После принятия властным органом соответствующего правопорождающего решения, он обязан направить уведомление об этом вместе с уточняющей документацией в регорган.

В соответствии с нормами российского законодательства, все ограничения, накладываемые на владение землёй заносятся в ЕГРН в порядке регистрации иных прав на объект недвижимости. Для этого и нужно успешно пройти процедуру госрегистрации.

Предельное время её осуществления зависит от структуры, в которую подавались документы для госрегистрации обременения:

  • в Росреестр — 7 раб. дней;
  • в МФЦ + ещё 2-3 дня.

При проверке документации специалистами Росреестра выносится одно из следующих решений:

  1. О проведении регистрации и внесении соответствующей записи в ЕГРН;
  2. О приостановлении процедуры госрегистрации для устранения выявленных недочётов.

Многие граждане уверены, что публичный сервитут — это очередной вариант отъёма участков земли у частников:

Если удовлетворения требуют нужды значительного количества граждан, муниципалитета или государства в целом, то возникновение публичного сервитута — правовое средство, применяемое в данной ситуации.

Как оформить договор мены земельного участка на квартиру читайте в этой нашей статье.

За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Земельный участок» по ссылке.

Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-31-45 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-78-23

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. О.Ю. Свиридов Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / О.Ю. Свиридов. — М.: МарТ, 2004. — 480 c.
  2. С.К. Семенов Деньги. Кредит. Банки / С.К. Семенов. — М.: Экзамен, 2005. — 448 c.
  3. 23 положения по бухгалтерскому учету. — М.: Эксмо, 2015. — 176 c.
  4. Барковский, Н.Д. История государственного банка СССР в документах / ред. М.С. Атлас, Н.Д. Барковский, Ю.М. Виноградов, и др.. — М.: Финансы, 2017. — 748 c.
  5. Шатова ; Горяинова Бухгалтерский Учет В Отраслях Потребительской Кооперации / Шатова ; Горяинова. — Москва: Гостехиздат, 2007. — 478 c.
  6. Лаврушин, О. И. Банковское дело. Современная система кредитования / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко. — М.: КноРус, 2017. — 264 c.
Как устанавливается публичный сервитут?
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here